Открываем дошкольное образование современного Казахстана

В составе делегации института психолого-педагогического образования МГПУ мне посчастливилось стать активным участником международно-практической конференции "Интеллектуальное развитие ребёнка в современной образовательной среде". Я много путешествую и общаюсь с представителями систем образования разных стран и регионов России. Эта поездка произвела на меня сильное позитивное впечатление. Во-первых, страна и молодой город Астана: их уверенная спокойная красота и простор, почитание казахами своей истории и своей культуры. Это вызывает уважение. Во-вторых, смысл, концепция образования: общество уважает и чтит труд педагога, бережно относится к институту семьи, где по-восточному мужчина - глава, а на женщинах держится не только дом, но и вся страна. У руководства страны приоритет - молодёжь, учащиеся. Интеллектуальное развитие детей - часть концепции национального образования.  Три государственных языка: казахский, русский и английский. Все три обязательны в школе, хотя все группы разделяются на русско- и казахско- говорящие.  В-третьих, гостеприимство наших казахских коллег. Оно не знает границ, хотя не навязчивое. Интеллигентное гостеприимство.

Президиум конференции

Организовали конференцию партнёры ИППО МГПУ: UCMAS Академия Ментальной Арифметики и ассоциация частных детских садов "Асыл Бала". Две женщины-руководители обеих организаций - Сауле Тыныштыкбаевна Сырланова и Лейла Искандеровна  Куленова - отлично спланировали и конференцию, и неформальную часть нашего пребывания. На пленарном заседании с нами работали и общались два депутата Меджлиса (тоже женщины, у одной из них шестеро детей, из которых половина приёмных!) и мужчины: Вице-Аким (вице-мэр) Астаны и Вице-Министр образования Казахстана.

Выступает Вице-министр РК Имангалиев Есенгазы Нуртолеуович

В зале около трёхсот руководителей школ и детских садов, представителей научно-методических организаций. Наши выступления осложнялись ночным бессонным полётом. Но мы все выступили очень неплохо, судя по реакции зала и комментариям руководителей образования, сидевших в президиуме.

Спикеры.

Моё было ближе к концу, когда зал уже подустал. Прошло успешно. Как и двухчасовой мастер-класс на следующий день по предметно-развивающей среде.

Выступление С.А. Аверина об образовательных модулях. На мастер-классе по развивающей предметно-пространственной среде.

Вечером 24 ноября нас пригласили в ресторан, где всё было на высшем уровне: и стол, и сказанное в наш адрес. Что в профессиональном плане меня заинтересовало? Методика обучения ментальному счёту и её популярность среди детей, семей и педагогов. Овладевшие этим искусством детишки от семи лет и старше, считали как калькуляторы. И очень нравилось им их умение. Демонстрации навыков больше походили на цирковые номера, настолько неправдоподобно стремительно ребята считали. Методика вместе с обучением составляют образовательный модуль. В нём очень чётко прописана цель и ясен критерий её достижения: скорость счёта. Второй менее явный критерий - это востребованность школы у родителей. Наконец, есть и третий критерий: национальная задача стоящая перед системой образования. В самом начале я её упомянул-это интеллектуальное развитие. Мне понравилось грубоватое определение того, чем занимаются дети в этой школе: "качают мышцы мозга". И, пришла мысль, что ведь здесь имеется серьёзный потенциал для инклюзивного образования. Для деток, с сохранным интеллектом. Например, дети с ДЦП могут тоже овладеть таким навыком и в среднестатистическом социуме иметь выдающиеся способности. А значит, успешно социализированными.

О посещениях музеев и достопримечательностях Астаны лучше рассказать с помощью фотографий, которые я помещаю к статье.

А какой красивый город Астана! Над проектированием зданий трудились лучшие зарубежные архитекторы, включая британского архитектора Нормана Фостера.

Пирамида Астаны: Дворец Мира и Согласия

Внутри Дворца Мира и Согласия внизу и вверху

Голуби художника Брайана Кларка. Фотографируем Астану с высоты птичьего полёта.

25 ноября мои коллеги улетели в Алма-Аты, а я продолжил встречаться с представителями образования Астаны и Казахстана. Поразительно, что одна из таких встреч – с Жаныл Алпамысовной Жонтаевой, Директором департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики - мне была любезно организована в больнице, в которой эта удивительная женщина лечилась. Не представляю, чтобы российский чиновник согласился принять предпринимателя или даже обыкновенного доцента, приехавшего в его город, в больнице. Вечером, на заседании ассоциации частных детских садов депутат Меджлиса пригласила поучаствовать меня в качестве эксперта в разработке стандартов инклюзивного образования. Эта командировка будет иметь продолжение.

Сергей Аверин, доцент ИППО МГПУ, Президент ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»

Перед входом в Университет. Фото в Музее Университета вместе с его замечательным Директором.

Тёплые слова во время вечернего приёма. Восточное угощение.

 

Фотографии: Кристины Соседченко и Сергея Аверина. Источник: detskiyvopros.com